Symboldrama.RU

Символдрама в регионах

Email рассылка

Объявления

Семинары в Германии / 02.06.2015

В марте 2016 г. приглашаем в Германию на семинары!

Набор в психотерапевтическую группу по символдраме / 02.05.2015

Приглашаем врачей и психологов, а также студентов, социальных и медицинских работников, всех, кто заинтересован в своем развитии, в обучающий проект по символдраме.

подробнее >>

Прожить большое в малом / 19.12.2014

Итоги и вызовы: вглядываясь в 2014-й...

подробнее >>

По зову сердца / 18.12.2014

Символдраматисты одними из первых вступили в ряды Запорожской психологической кризисной службы

подробнее >>

Вышел новый выпуск журнала "Символдрама" / 08.10.2014

"Символдрама" №1-2 2014

подробнее >>
Symboldrama.RU / БИБЛИОТЕКА / Статьи / Э. Вильке: биография и статьи / Стили проведения психотерапевтической работы в символдраме[1]

Стили проведения психотерапевтической работы в символдраме[1]

 

Эберхард Вильке [2]

Развитие психотерапии определяется жизнью общества. Читая лекции и проводя семинары в различных странах, я наблюдал насколько сильно психотерапевтическая служба зависит от общественной и политической системы. Психоанализ возник в декадентской среде распада Австро-Венгерской империи, и З. Фрейд воспринимал человека в первую очередь с точки зрения его патологии. Психоаналитическое восприятие мира патоцентрировано. В отличие от этого современная психотерапия, и особенно символдрама, ориентируется в гораздо большей степени на здоровые части личности и ресурсы человека. Символдрама тоже возникла в переломный момент истории, когда в послевоенной Германии происходило становление нового немецкого общества. Символдрама использует заложенные в человеке возможности развития и духовного роста. Это одна из самых креативных форм психотерапии.

В этом отношении врачи могут многому научиться у психологов. Сам я врач и считаю, что мои коллеги, как правило, тонко чувствуют различные нарушения, какие-то дефекты у пациента. Психологи же всегда уделяли большое внимание другой стороне, а именно, ресурсам человека. Очень хорошо, что в сообществе психотерапевтов на Украине, в России и Белоруссии, также как и на Западе, вместе работают врачи, психологи, педагоги, а также люди других специальностей. На заре развития психоанализа З. Фрейд также брал на обучение людей с различным образованием. Среди его учеников и сподвижников были врачи, психологи, теологи, учителя, представители других специальностей. К сожалению, дальнейшее развитие психотерапии пошло по пути ее превращения в медицинское направление. В Германии это привело к негативным результатам, когда психотерапия, оплачиваемая через систему медицинского страхования, долгое время могла проводиться только врачами, а представители других специальностей доступа к профессии не имели. Сейчас положение изменилось. С 1 января 1999 г. в Германии принят закон о психотерапии, по которому психологи-психотерапевты получили равное с врачами-психотерапевтами право заниматься психотерапией.

Что же касается символдрамы, то её основоположник профессор Ханскарл Лёйнер вопреки официальным правилам всегда работал с различными профессиональными группами. Все мы от этого только выиграли. И мне бы хотелось пожелать вам не повторять те ошибки, которые в свое время совершили мы. Я думаю, что у стран бывшего Советского Союза есть шанс создать новую систему психотерапии, полную творческого начала. Я даже завидую вам, что вы такие молодые. В Германии те, кто занимается психотерапией, гораздо старше.

Среди 35 доцентов Общества Кататимного переживания образов Западной Германии (AGKB) больше половины психоаналитики, поэтому очень важно четко обозначить место символдрамы среди других направлений глубинно-психологически ориентированной психотерапии и в особенности определить, как символдрама соотносится с психоанализом.

Сам Х. Лёйнер проходил юнгианский анализ и изначально не собирался создавать новый метод психотерапии. Он лишь хотел усовершенствовать и развить психоанализ. Но как это часто бывает с людьми творческими, активными, смелыми, у которых всегда много идей, рано или поздно они становятся диссидентами в своей профессиональной среде. Х. Лёйнер действительно слишком далеко отошел от того, что тогда было принято в психоаналитическом сообществе. Но ведь и Мартин Лютер тоже изначально не собирался создавать новое религиозное течение, он лишь хотел улучшить, реформировать церковь, а в результате создал новую церковь. Конечно же, это образное сравнение, но я хотел показать, что Х. Лёйнер не хотел покидать почву психоанализа, и, по большому счету, он так ее и не покинул.

Именно с этой точки зрения я и решил подойти к теме ассоциативного метода в символдраме, потому что между ним и методом свободных ассоциаций в психоанализе очень много общего. Свободные ассоциации использовали в своей работе и З. Фрейд, и К.Г. Юнг, и А. Адлер. В соответствии с принципом свободных ассоциаций, З. Фрейд считал, что мысли пациента - даже самой незначительной, самой сотой, самой тысячной - необходимо дать возможность свободного развития. Таким образом, в психоанализе мы имеем дело, прежде всего, с мыслями, которые приходят в голову пациенту. В то же время в воображении пациента возникают также и образы, которые тоже развиваются в свободных ассоциациях. Так же, как и символдрама, психоанализ тоже работает с образами.

Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Я спросил об этом у Х. Лёйнера, когда он уходил на пенсию. Создатель Кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Это те «три кита», на которых стоит символдрама:

  • ¨ принцип управляемой регрессии;
  • ¨ эмоционально-корректирующее воздействие;
  • ¨ пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта.

 

1. Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведение психотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояние регрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной на основе учения И.П.Павлова. Процесс научения может проходить без регрессии. Символдрама, в отличие от научения, - это процесс развития. Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом, происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, а если надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. По сути символдрама - это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.

2. Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал Франц Александер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другим известным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США.

3. Пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит при эмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникает непосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамы отличается от других имагинативных техник, где тоже используется представление образов. Для сравнения: в методе активного воображения по К.Г.Юнгу, который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациент представляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затем рассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступени аутотренинга по Й.Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент также сначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о них психотерапевту. Представление образов используется и в поведенческой психотерапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. В символдраме создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним. Это оказывает большое влияние на специфику переноса и особенности регрессии пациента.

 

В ходе подготовки психотерапевтов, работающих в технике символдрамы, особое значение придается освоению стилей психотерапевтического сопровождения пациента при представлении им образов. В символдраме можно выделить три таких основных стиля.

1.    Базовый стиль ведения символдрамы, на котором основывается представление образов на начальных этапах проведения психотерапии по методу символдрамы. Он используется, прежде всего, для того, чтобы пациент получил возможность заглянуть в себя и не испытывал при этом страх перед своим внутренним миром. Многим из нас совсем не просто решиться отправиться в такое путешествие по своему внутреннему миру, ведь при этом предстоит встретиться с самим собой! Чтобы решиться на такой поступок, человеку необходимо чувствовать определенную защиту. Вспомните, когда вы сами проходили свою личную психотерапию и первый раз представляли образы: временами кому-то, возможно, бывало страшно и тяжело, кто-то, может быть, растерялся. И в то же время у вас, наверняка, был опыт, что образы были приятны, вам было хорошо во время представления образов, например, на лугу. Практика показывает, что эмоциональное переживание образов в символдраме приводит к тому, что либо позитивные, либо негативные эмоциональные переживания постепенно усиливаются. Что из этого получится, зависит от особенности личности пациента и его биографии. В рамках базового стиля  ведения в символдраме можно выделить также так называемый обучающий (тренировочный или учебный,  поддерживающий) стиль сопровождения.

2.    Второй стиль сопровождения пациента, который используется психотерапевтом в символдраме - это ассоциативный метод, или метод нулевого структурирования.

3.    Третий стиль сопровождения пациента, который используется психотерапевтом в символдраме - это конфронтационный стиль.

 

Часто задают вопрос, должен ли пациент уже иметь опыт прохождения психотерапии по методу символдрамы или же с самого начала психотерапии можно использовать с ним ассоциативный метод? Нет, я бы вас предостерег начинать курс психотерапии с ассоциативного метода. Большое преимущество символдрамы заключается в том, что мы начинаем курс психотерапии, когда задаем пациенту мотивы основной ступени, которые сам психотерапевт хорошо проработал и знает. Такие мотивы как «Луг», «Ручей», «Гора» я могу их использовать для диагностики. Поэтому, несмотря на то, что у меня большой опыт работы в психотерапии, я всегда провожу минимум три сеанса, когда пациент представляет мотивы основной ступени символдрамы, и, прежде всего, я это делаю по диагностическим соображениям. Эти три сеанса кроме того дают мне еще и информацию о том, насколько пациент может работать по методу символдрамы, подходящий ли это метод для него или нет. И только после этого, я принимаю решение как мне работать с этим пациентом дальше: буду ли я с ним работать в ассоциативном методе, то есть «на длинном поводке», или же я буду с ним работать конфронтативно, то есть «на коротком поводке». Это два полюса символдрамы.

Можно ли сочетать психотерапию по методу символдрамы с различными техниками телесноориентированной психотерапии? И как в целом психоаналитически ориентированная психотерапия, к которой относится символдрама, сочетается с упражнениями телесноориентированной психотерапии? Может ли психотерапевт дотрагиваться до пациента? Ответить на эти вопросы я хочу на примере сложившейся в Германии практики. В клинике, которой я руковожу, мы пытаемся работать целостно как с душой, так и с его телом пациента. У нас разработаны специальные методы, которые успешно комбинируют глубинную психоаналитическую психотерапию с телесноориентированной психотерапией. Эта концепция опубликована. Впервые мы сделали о ней сообщение в 1998 г. на Международном конгрессе по Кататимно-имагинативной психотерапии в Туне (Швейцария). Эта концепция выходит за рамки того, что предлагал Ханскарл Лёйнер, который был против сочетания символдрамы с телесноориентированной психотерапией. Наша концепция пересматривает некоторые положения Ханскарла Лёйнера. Одновременно это вопрос о том, как сочетается символдрама с другими направлениями психотерапии. В Германии есть много психотерапевтических клиник, одной из них я руковожу, где с пациентами используется сразу несколько методов психотерапии. Причем иногда в один и тот же день ему предлагается работа сразу с несколькими моделями психотерапии. Мы специально создали трёхступенчатую модель для пациентов, которые еще не готовы к работе на эмоциональном уровне, и для которых первым шагом может быть развитие способности к эмоциональным переживаниям и умению их выразить. Как показывает опыт, этот шаг мы делаем с помощью телесноориентированной психотерапии. Один из примеров сочетания символдрамы с телесноориентированной психотерапией - это разработанный Ханскарлом Лёйнером мотив «Инспекция внутрь своего тела». Чрезвычайно важно при этом не только само переживание своего тела, но и представление образа тела, а затем вербализация всего процесса на этапе последующего обсуждения. В нашей клинике эту работу осуществляет не один и тот же специалист, а несколько. Например, телесноориентированной психотерапией у нас занимается специальный телесноориентированный психотерапевт. Он использует различные техники работы с телом, которые вызывают переживания различных эмоций. Как правило, эти эмоциональные реакции еще мало структурированы. Вначале еще мало понятно, откуда идут эти эмоции и какую внутреннюю структуру они имеют. Когда критикуют телесноориентированную психотерапию, то прежде всего имеют в виду, что эти техники вызывают очень много эмоций и в недостаточной мере задают вопрос, откуда эти эмоции идут и какую структуру они имеют. К нам обращаются очень много пациентов, которые на протяжении долгого времени проходят телесноориентированную психотерапию и уже многое об этом знают, но тем не менее никакого эффекта у них нету. С моей точки зрения, телесноориентированная психотерапия - это подготовительный этап для последующего прохождения психотерапии. Это связано, прежде всего, с тем, что человек развивается в первую очередь через речевую коммуникацию, через речевое взаимодействие. И те формы телесноориентированной психотерапии, которые не работают с речью, отказываются от важной составной части человека, они не полные. Поэтому на последующих стадиях психотерапии должна обязательно проводиться вербализация, которая становится центром психотерапевтического процесса.

Если вспомнить историю развития психотерапии, то психоаналитики всегда конфликтовали с телесноориентированными психотерапевтами. Нам же удалось сочетать эти направления в  комплексе, где символдрама является промежуточным звеном между двумя этими полюсами. В символдраме очень много переживаний на уровне тела, и одновременно тут есть элементы работы со словом. Символдрама, с одной стороны, обращена «вниз», мы много ощущаем на физическом уровне, и в то же время переживание образов готовит их вербализацию. Таким образом символдрама - это идеальный инструмент для соединения работы с телом и психоанализа. У нас в Германии такая концепция получила широкое распространение в психосоматических клиниках. Используемые нами методы телесноориентированной психотерапии мы называем аналитической телесноориентированной психотерапией. К ним относятся: конценративная психотерапия движением, техники функционального расслабления. Есть у нас и специалист, который занимается биоэнергетикой. Мой опыт показывает, что не важно какая школа и какой метод используется, гораздо больше зависит от личности психотерапевта.

Меня часто спрашивают, прикасаюсь ли я до своих пациентов, делаю ли я им массаж. Нет, я до своих пациентов не дотрагиваюсь, этому не учился и не хочу этому учиться. Но я думаю, что принципиального запрета на телесное прикосновение к пациенту, с которым ты проводишь психотерапию, нет. Однако я считаю, что, если есть такая возможность, то лучше, чтобы психоаналитически ориентированная и телесноориентированная психотерапия проводились с одним пациентом разными специалистами. В нашей клинике структура психотерапевтического занятия такая: с группой 10 пациентов работает несколько психотерапевтов, один из которых специалист по символдраме и один специалист по телесноориентированной психотерапии. Вначале в работу включается телесноориентированный психотерапевт, поднимаются эмоции, а уже в конце занятия, которое длиться около двух часов включается психотерапевт по методу символдрамы, предлагает представить образ, потом идёт его обсуждение. Пока это пилотное исследование, но я думаю за этим большое будущее.

 

(перевод с немецкого Я.Л. Обухова, компьютерная обработка Е.О. Молостовой)

 

 

 


[1]  Конспект семинара на I Международной научно-практической конференции по символдраме «Метод символдрамы в практической психологии и психотерапии» 24-27 августа 2000 г. в г. Киеве. Начало конспекта уже было опубликовано в журнале «Символ и Драма» № 3 (Вильке Э.: Символдрама - это творчество, Символ и Драма: сцена психотерапевтического пространства: Ил. сб. науч.-практ. статей 3 / МОО СРС; под ред. Р.П. Еслюка. - Харьков: Новое слово, 2002, с. 7-10).

[2]  Эберхард Вильке - род. 6 марта 1943 г., д.м.н., главный врач крупнейшей в Германии психосоматической клиники психоаналитичевской ориентации «CURTIUS-KLINIK» в Malente-Gremsmühlen, президент Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии (МОКПО), ученик и приемник основоположника Кататимно-имагинативной психотерапии Ханскарла Лёйнера, автор многочисленных книг, статей и учебников о психотерапии, В 1998 г., Эберхард Вильке проводил семинар «Использование метода символдрамы в психотерапии психосоматических расстройств» в г. Иркутске, в котором приняло участие более 50 врачей, психологов и педагогов Иркутска и Иркутской области. В 2000 г. участвовал в работе I Международной научно-практической конференции по символдраме «Метод символдрамы в практической психологии и психотерапии» в г. Киеве, где провел семинар «Символдрама средней ступени - ассоциативный метод».

2017 © МОО СРС. Все права защищены.