Symboldrama.RU

Символдрама в регионах

Email рассылка

Объявления

Семинары в Германии / 02.06.2015

В марте 2016 г. приглашаем в Германию на семинары!

Набор в психотерапевтическую группу по символдраме / 02.05.2015

Приглашаем врачей и психологов, а также студентов, социальных и медицинских работников, всех, кто заинтересован в своем развитии, в обучающий проект по символдраме.

подробнее >>

Прожить большое в малом / 19.12.2014

Итоги и вызовы: вглядываясь в 2014-й...

подробнее >>

По зову сердца / 18.12.2014

Символдраматисты одними из первых вступили в ряды Запорожской психологической кризисной службы

подробнее >>

Вышел новый выпуск журнала "Символдрама" / 08.10.2014

"Символдрама" №1-2 2014

подробнее >>
Symboldrama.RU / БИБЛИОТЕКА / Статьи / Э. Вильке: биография и статьи / Символдрама - это творчество [1]

Символдрама - это творчество [1]

Эберхард Вильке[2]

Развитие психотерапии определяется жизнью общества. Читая лекции и проводя семинары в различных странах, я наблюдал насколько сильно психотерапевтическая служба зависит от общественной и политической системы. Психоанализ возник в декадентской среде распада Австро-Венгерской империи, и З. Фрейд воспринимал человека в первую очередь с точки зрения его патологии. Психоаналитическое восприятие мира патоцентрировано. В отличие от этого современная психотерапия, и особенно символдрама, ориентируется в гораздо большей степени на здоровые части личности и ресурсы человека. Символдрама тоже возникла в переломный момент истории, когда в послевоенной Германии происходило становление нового немецкого общества. Символдрама использует заложенные в человеке возможности развития и духовного роста. Это одна из самых креативных форм психотерапии.

В этом отношении врачи могут многому научиться у психологов. Сам я врач и считаю, что мои коллеги, как правило, тонко чувствуют различные нарушения, какие-то дефекты у пациента. Психологи же всегда уделяли большое внимание другой стороне, а именно, ресурсам человека. Очень хорошо, что в сообществе психотерапевтов на Украине, в России и Белоруссии, также как и на Западе, вместе работают врачи, психологи, педагоги, а также люди других специальностей. На заре развития психоанализа З. Фрейд также брал на обучение людей с различным образованием. Среди его учеников и сподвижников были врачи, психологи, теологи, учителя, представители других специальностей. К сожалению, дальнейшее развитие психотерапии пошло по пути ее превращения в медицинское направление. В Германии это привело к негативным результатам, когда психотерапия, оплачиваемая через систему медицинского страхования, долгое время могла проводиться только врачами, а представители других специальностей доступа к профессии не имели. Сейчас положение изменилось. С 1 января 1999 г. в Германии принят закон о психотерапии, по которому психологи-психотерапевты получили равное с врачами-психотерапевтами право заниматься психотерапией.

Что же касается символдрамы, то её основоположник профессор Ханскарл Лёйнер вопреки официальным правилам всегда работал с различными профессиональными группами. Все мы от этого только выиграли. И мне бы хотелось пожелать вам не повторять те ошибки, которые в свое время совершили мы. Я думаю, что у стран бывшего Советского Союза есть шанс создать новую систему психотерапии, полную творческого начала. Я даже завидую вам, что вы такие молодые. В Германии те, кто занимается психотерапией, гораздо старше.

Среди 35 доцентов Общества Кататимного переживания образов Западной Германии (AGKB) больше половины психоаналитики, поэтому очень важно четко обозначить место символдрамы среди других направлений глубинно-психологически ориентированной психотерапии и в особенности определить, как символдрама соотносится с психоанализом.

Сам Х. Лёйнер проходил юнгианский анализ и изначально не собирался создавать новый метод психотерапии. Он лишь хотел усовершенствовать и развить психоанализ. Но как это часто бывает с людьми творческими, активными, смелыми, у которых всегда много идей, рано или поздно они становятся диссидентами в своей профессиональной среде. Х. Лёйнер действительно слишком далеко отошел от того, что тогда было принято в психоаналитическом сообществе. Но ведь и Мартин Лютер тоже изначально не собирался создавать новое религиозное течение, он лишь хотел улучшить, реформировать церковь, а в результате создал новую церковь. Конечно же, это образное сравнение, но я хотел показать, что Х. Лёйнер не хотел покидать почву психоанализа, и, по большому счету, он так ее и не покинул.

Именно с этой точки зрения я и решил подойти к теме ассоциативного метода в символдраме, потому что между ним и методом свободных ассоциаций в психоанализе очень много общего. Свободные ассоциации использовали в своей работе и З. Фрейд, и К.Г. Юнг, и А. Адлер. В соответствии с принципом свободных ассоциаций, З. Фрейд считал, что мысли пациента - даже самой незначительной, самой сотой, самой тысячной - необходимо дать возможность свободного развития. Таким образом, в психоанализе мы имеем дело, прежде всего, с мыслями, которые приходят в голову пациенту. В то же время в воображении пациента возникают также и образы, которые тоже развиваются в свободных ассоциациях. Так же, как и символдрама, психоанализ тоже работает с образами.

Чем же метод символдрамы отличается от психоанализа и других методов психотерапии, которые тоже опираются на использование представления образов? Что же особенного в символдраме, в чем ее суть? Я спросил об этом у Х. Лёйнера, когда он уходил на пенсию. Создатель Кататимно-имагинативной терапии выделил тогда три главных основополагающих принципа, которые отличают символдраму от других направлений психотерапии. Это те «три кита», на которых стоит символдрама:

  • ¨ принцип управляемой регрессии;
  • ¨ эмоционально-корректирующее воздействие;
  • ¨ пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта.

 

1. Принцип управляемой регрессии. Без регрессии невозможно проведение психотерапии по методу символдрамы. Именно погружение пациента в состояние регрессии отличает символдраму от поведенческой психотерапии, созданной на основе учения И.П.Павлова. Процесс научения может проходить без регрессии. Символдрама, в отличие от научения, - это процесс развития. Благодаря регрессии в состояние, которое человек переживал в прошлом, происходит своеобразная рефлексия прошлого. Человек вспоминает, анализирует, а если надо, то и исправляет в своем воображении то, что было в его жизни. По сути символдрама - это регрессия обратно в прошлое. Причем регрессия в символдраме управляемая. Это означает, что регрессивный процесс контролируется и направляется через постоянный диалог клиента и терапевта.

2. Эмоционально-корректирующее воздействие. Регрессия позволяет скорректировать травматические переживания прошлого. Пациент приобретает эмоционально-корректирующий новый опыт. Впервые этот феномен описал Франц Александер, немецкий психоаналитик, эмигрировавший подобно многим другим известным психоаналитикам из гитлеровской Германии в США.

3. Пациент представляет образы непосредственно в присутствии психотерапевта. Представление образов происходит при эмоциональном участии сидящего рядом психотерапевта, то есть образ возникает непосредственно в присутствии психотерапевта. И этим психотерапия по методу символдрамы отличается от других имагинативных техник, где тоже используется представление образов. Для сравнения: в методе активного воображения по К.Г.Юнгу, который он использовал как инструмент «продвинутого» этапа анализа, пациент представляет свой образ один без присутствия аналитика и лишь затем рассказывает ему о своем имагинативном переживании. На высшей ступени аутотренинга по Й.Шульцу, где тоже используются имагинации, пациент также сначала представляет образы молча и лишь затем рассказывает о них психотерапевту. Представление образов используется и в поведенческой психотерапии, где служит эффективным психотерапевтическим фактором. В символдраме создание образа происходит не только при непосредственном присутствии психотерапевта, но и в диалоге с ним. Это оказывает большое влияние на специфику переноса и особенности регрессии пациента.

перевод с немецкого Я.Л. Обухова

 

 


[1]  Конспект семинара на I Международной научно-практической конференции по символдраме «Метод символдрамы в практической психологии и психотерапии» 24-27 августа 2000 г. в г. Киеве.

[2]  Эберхард Вильке - род. 6 марта 1943 г., д.м.н., главный врач крупнейшей в Германии психосоматической клиники психоаналитичевской ориентации «CURTIUS-KLINIK» в Malente-Gremsmühlen, президент Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии (МОКПО), ученик и приемник основоположника Кататимно-имагинативной психотерапии Ханскарла Лёйнера, автор многочисленных книг, статей и учебников о психотерапии, В 1998 г., Эберхард Вильке проводил семинар «Использование метода символдрамы в психотерапии психосоматических расстройств» в г. Иркутске, в котором приняло участие более 50 врачей, психологов и педагогов Иркутска и Иркутской области. В 2000 г. участвовал в работе I Международной научно-практической конференции по символдраме «Метод символдрамы в практической психологии и психотерапии» в г. Киеве, где провел семинар «Символдрама средней ступени - ассоциативный метод».

2017 © МОО СРС. Все права защищены.